Как я и обещал - написал. Куда деть не знаю. Модератор поправит.
Итак, глагольная рифма (ГР). Попробуем разобраться в том - насколько она плоха. И плоха ли?
Мне кажется, что категорическое неприятие ГР- следствие одного из мифов, обитающих в окололитературных кругах. В частности особо раскидистую крону пустил это миф в Рулинете. Что, в общем-то, можно понять...
Начнем с самых общих положений.
1.Прежде всего, рифма, в том числе и ГР, не входит в число основных композиционных приемов поэтики. Дело в том, что любые стихотворные строчки основаны на повторяемости нескольких, а точнее шести конструктивных элементов. Именно эти шесть устойчивых конструкций придают стиху четкость ритмической композиции. К ним относятся — метрическая мера, паузное членение фразы, акцентное равносложие и т.д., но только не рифма! Рифма или ассонанс непосредственного конструктивного отношения к стиху не имеет. Ударник, фразовик, верлибр или константный стих могут быть с ней и без нее. Следовательно, утверждение о неприемлемости в стихах ГР по сути чрезмерное акцентирование роли рифмы, как таковой, в стихосложении. Есть глагольная рифма, нету ее — не суть важно. Технически, стих обеспечивает композиционную гармонию за счет совершенно других компонентов и шум по поводу ГР, с данной позиции - напрасен.
2.Далее. Исторически, рифма в русском стихосложении зарождалась постепенно. Русская былина и песня не содержат рифмы (исключением являются частушки). Так вот, складывалась рифма, как следствие синтаксического параллелизма:
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати;
Родну матушку хочет кормити.
(«Вавило и скоморохи»)
Последние строки оканчиваются глаголами в одной форме и естественно они созвучны.Отсюда и ведет свое происхождение рифма. С середины XVII века употреблялись грамматические или суффиксально-флективные рифмы и поэтому особенно часто использовались глагольные рифмы — и по условиям синтаксичности и по легкости рифмовки:
…......
«Неудобно, - рекл, - дело гордому служити
и от сребролюбива мужа что просити.
Еще со лживым мужем куплю совершати
и со искусством беседы творяти.
(Симеон Полоцкий «Неудобная и неподобная»)
Ergo, глагольная рифма старейший и естественный признак рифмованых стихов в русской поэтике и быть чужеродным и гонимым — никак не может. ГР, столь же естественна в русских стихах как и рифма образованная прилагательными и существительными частями речи.
3. Когда же начал формироваться миф о низком происхождении ГР? Перелом в стихотворной практике и следующая за ним реформа теории наметились в начале XX века. Пытаясь оторваться от, приевшихся приемов прошлого, символисты конца XIX и футуристы начала XX веков изыскивали новые идеи, отрицая наработанные способы стихосложения. Хлебников, Брюсов, Блок и конечно же Маяковский внесли в технику поэтики огромный пласт новых идей, подкрепив его собственными великолепными стихами.
Именно, тогда подвергались остракизму традиционные приемы — силлабо-тоническое стихосложение (получили развитие дольники и акцентный стих), старая строфика, точные рифмы, которые суживали возможности новой лексики и т.д.
Заодно досталось и банальным рифмам из которых самыми заметными для критиков были, конечно же, глагольные. Они действительно легче рифмовались и будучи эквивалентом действия в стихе поддерживали (как сказали бы теперь) — экшн-фабулу, упрощая и примитивизируя содержание. Создавалось ложное впечатление, что поэты, использующие ГР не обладали достаточным талантом для поиска собственных, самобытных путей в творчестве. Впрочем, часто так оно и было. Но сами глагольные рифмы здесь не причем.
4. Дело в том, что использование других грамматических параллелизмов не менне просто и избито. Рифмы прилагательные и существительные, рифмы-наречия в большинстве своем на сегодняшний день апробированы во всех возможных формах и внесены в словари рифм. Эти «краесогласия», так же без затруднений рифмуются нынешними начитанными и «среднообразованными» массами пиитов. Разве не символом банальности стали (еще в Пушкинские времена!) «кровь-бровь-любовь-вновь»? В статье «О глагольной рифме и не только» Всегдар Алексей, пишет - «Странно, но почему-то мало кто, из числа яростных критиков глагольной рифмы, замечает, что рифмовать прилагательные или, например, наречия не менее просто: "прекрасный - страстный - опасный - напрасный", "прекрасно - страстно - опасно - напрасно". Да и, если уж совсем начистоту, 99% процентов существительных рифмуются элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм».
Необходимо понять, что исключительность стиха основывается на эфонической гармонии, на умении поэта высказать, те высочайшие чувства которые его побуждают творить а не на отказе от использования, каких-либо форм и активов русского литературного языка, только потому, что они уже были кем-то проговорены ранее.
5. И последнее. Глагол - это действие. Отказ от действия в стихе - это отказ от живости и самой жизни в ее движении. А что касается способов грамотного использования ГР, то их множество. Это и составные рифмы (попробуйте сказать, что глагол в них цепляет!), это и приблизительные и диссонансные и корневые и усеченные. Рифмы равноударные и разноударные, начальные и внутренние и далее. При таком богатстве инструментов споткнуться о банальные рифмы (не существенно какого грамматического они происхождения) — грех тупости и лени.
Так-то пацаны. Ну и девчонки, конечно, тоже. :)
Евгеную Мурзя